Правила игры в 1000 в карты для новичков
04 января 2023Карточная игра Тысяча входила в пятерку самых популярных азартных развлечений на территории стран бывшего СССР. В 2024 году интерес к дисциплине возвращается. Она появилась на нескольких развлекательных сайтах в интернете. В этом материале представлены правила игры в Тысячу в карты для разного количества человек. В основном рассматривается живой процесс в компании: ведение записи, штрафы, особенности розыгрышей, разрешение спорных ситуаций. Информация по специфике дисциплины в интернете будет в конце обзора.
Это статья — полная инструкция для новичков. Эксперты редакции сыграли тысячи партий в разных компаниях и в курсе всех нюансов правил, которых существует несколько десятков. Какие-то никогда нельзя изменять, а что-то возможно вводить по договоренности участников.
Основные понятия и термины
Правила игры в 1000 в карты основаны на преферансе. Есть предварительная стадия — торги. По их ходу участники борются за прикуп — три закрытые карты в середине стола.
Заявка — это слово в торгах, обозначающее количество очков, которое игрок предполагает заработать. Заказ (или контракт) — последняя заявка, обязательство победителя торгов набрать очков не меньше какой-то суммы.
Дальнейшая цель игроков — забирать взятки. Так называются три карты, обычно одной масти, выкладываемые в открытую. Взятку забирает обладатель старшего номинала либо козыря.
В начале раздачи нет козыря. Его определяет один из участников по ходу. Для назначения козыря необходимо иметь на руках марьяж — короля и даму одной масти.
В карточной партии, как и в игре на костях, побеждает участник, первым набравшим 1000 баллов в таблице. Они набираются в каждой раздаче. При подсчете учитываются: сумма номиналов во всех взятках и ценность «открытых» марьяжей.
Баллы в таблицу не записываются непрерывно. Классические правила карточной игры 1000 предусматривают один диапазон, который нужно преодолеть за единственный прыжок. Эта ситуация называется «бочка» (880–1000 баллов). По договоренности возможно установить два обязательных диапазона. Второй — на уровне 380.
к содержанию ↑Колода и ценность комбинаций
В тысяче используется усеченная 24-карточная колода. Из нее изъяты все мелкие номиналы (фоски), коме девяток. Таким образом, когда количество участников три (или четыре), в раздаче разыгрывается восемь взяток.
Сильнейшая карта в масти — туз. Его стоимость — 11 очков. Далее по старшинству идет десятка. Она оценивается по номиналу. Король младше десятки. За него дается 4 очка. Три низших номинала: дама, валет и девятка. Это 3, 2 и 0 соответственно.
Сумма колоды — 120.
В конце каждой раздачи учитываются и суммируются два баланса:
- Открытые марьяжи (от 40 до 100 в зависимости от масти).
- Очки по номиналам во взятках.
Открытие марьяжа — это ход с любой его карты. Обычно выкладывают даму. Перед открытием марьяжа нужно иметь хотя бы 1 взятку. То есть в начале раздачи у участника должен быть какой-то туз. Если правило первой взятки не выполнено, но был ход с карты марьяжа, он считается не открытым — очки за него не записываются.
По договоренности может быть введена суперценная комбинация — тузовый марьяж. Это правило не обязательное.
В таблице приведена ценность всех марьяжей по возрастанию. Старшинство мастей неизменно в любых вариациях Тысячи.
Масть | Ценность |
---|---|
Пики | 40 |
Трефы | 60 |
Буби | 80 |
Червы | 100 |
Четыре туза | 200 |
Важный момент, который может вызвать споры у новичков: как быть, если марьяж открыт, но его «перебили» тузом или десяткой той же масти. То есть при подсчете очков во взятках игрока нет дамы и/ или короля. Марьяж в такой ситуации засчитывается все равно. На иллюстрации пример такого начального расклада.
Пример, как будет, скорее всего, складываться эта раздача (игрок победил в торгах и у него первое слово):
- Сначала нужно отыграть старшие номиналы. Это уже дает +32 в финальном подсчете (два туза плюс десятка).
- Худший вариант для червовой масти — лишь 2 дополнительных очка к уже имеющимся 11 (соперники выкладывают низшие номиналы — валета и девятку).
- В трефах удастся собрать все очковые карты в масти. Участник дополнительно получит к имеющимся 21 еще 9 (за короля, даму и валета).
- Записи за трефовый марьяж не будет, так как его не было у игрока в начале раздачи.
- В последнюю очередь открывается бубновый марьяж, обычно ходом с дамы. Это традиция.
Худший подсчет очков в рассмотренном примере: 13 (по номиналам червей), плюс 30 (по номиналам треф), плюс 80 за открытый марьяж. Итого в раздаче набрано 143.
к содержанию ↑Когда происходит открытие марьяжа, нужно объявить его вслух — произнести стандартную фразу. Вариантов два: «буби козыри» или «марьяж».
Ведение записи
Результаты каждой раздачи фиксируются в расчерченной таблице. Ее ведет один из участников. При трех соперниках будет вариант таблицы с шестью столбцами. Возможно применять сокращенную запись с тремя колонками. Ниже пример начала партии.
Заказ | Игрок 1 | Заказ | Игрок 2 | Заказ | Игрок 3 |
---|---|---|---|---|---|
100 | 100 | — | 15 | — | 20 |
— | 150 | 120 | −105 | — | 85 |
— B | 150 | 130 | 25 | — | 105 |
— | 210 | — | 85 | 120 R | −15 |
— B | 210 | — B | 85 | 180 | 170 |
Два важных правила записи:
- Минус всегда идет в размере невыполненного заказа. Частичное вычитание очков не применяется ни в каком варианте Тысячи.
- Плюс записывается в размере заказа. Очки, заработанные сверх, теряются.
Комментарии к таблице, что происходило по ходу игры:
- В первой раздаче игрок №1 перевыполнил заказ 100, но записал себе только сумму контракта. Два соперника заработали очки, забрав по 1 взятке.
- Во втором раунде участник №2 немного не добрал до заказанных 120, но все равно получил минус на полную сумму.
- В 4-й строке ситуация «росписи» — деления очков между соперниками, когда победитель торгов понял, что не сможет выполнить контракт.
- 3-я и 5-я строки — ноль у игрока №1 со штрафной записью — «болтом».
- Также в 5-й строке ситуация получения всех очков колоды (120) участником №3 и открытием трефового марьяжа (бонус 60).
В партии Тысячи всегда не менее 20 раздач. Чаще — до 40.
Основные правила игры в 1000
Итак, ранее было рассмотрены базовые правила, как играть в 1000 в карты: какие комбинации есть, за что начисляются очки и как ведется запись. Теперь детальная информация о ходе каждого раунда.
Сдача карт
В начале партии раздающий выбирается любым жребием, обычно вытягиванием карт из колоды. Далее эту обязанность участники исполняют по очереди.
Возможен вариант правил, когда раздающим становится победитель последнего раунда.
Перед началом раздачи колода тасуется. Далее обязателен ее сдвиг (срезка или подсъем). Его можно делать «с руки», «через стол» либо с использованием подрезной карты — специального пластмассового прямоугольника. После сдвига в меньшей пачке должно остаться не менее трех карт. Действие выполняет игрок справа от раздающего.
Раздача происходит по одной карте, а не по две, как в преферансе. В прикуп идут три. Перед началом торгов все получают по семь карточек.
Стандартные, но необязательные штрафы:
- Раздающему или подснимающему (по договоренности), когда три раза подряд внизу колоды после сдвига оказалась плохая карта: девятка или валет (вариант — только девятка).
- Раздающему, когда в прикуп отправилась одна из трех первых карт либо одна из трех последних.
Величина штрафов составляет -120. Эти два правила нужны, чтобы игроки не расслаблялись.
Торги и ограничения
После сдачи семи карт начального расклада участники оценивают силу своей руки — прикидывают, сколько очков возможно получить. У победителя торгов четыре преимущества: забрать прикуп, сделать первый ход, открыть марьяж и объявить козырь.
Игрок, сидящий справа от раздающего, обязан сделать принудительную заявку «100». Остальные участники либо повышают с шагом 5, либо говорят «пас» — выходят из торговли. Вариант по договоренности — возможность любой заявки мгновенно, без постепенного повышения цифры.
Когда двое участников сказали «пас», торги завершены. Игрок, получивший прикуп, должен открыть его. Если победа в торговле была при обязательной заявке «100», прикуп показывать не нужно.
Ограничения при торгах:
- Максимум для заявки — 300 либо 500 (в версии Тысячи с тузовым марьяжем).
- Запрещено говорить «120», если в семи начальных картах нет короля и дамы в одной масти.
- Сумма заявки не может быть больше количества очков в колоде (120) плюс стоимость марьяжей на руках. Это необязательное правило.
- Не разрешается участие в торговле, когда игрок ушел в минус. В такой ситуации он может набирать крупные очки, разыгрывая марьяжи, только при своей обязательной заявке «100».
Запрет на участие в торгах может налагаться при злонамеренных нарушениях правил.
Прикуп и снос
После победы в торгах у кого-то из участников на руках 10 карт. По одной из них нужно отдать соперникам. Это называется «снос». В зависимости от договоренностей карты должны быть показаны всем либо отданы втемную.
Пересдача
Если прикуп плохой, победитель торгов имеет право потребовать пересдачу. Наиболее частые варианты договоренностей:
- В прикупе две девятки.
- Там меньше 5 очков.
Также пересдачу разрешается требовать на любой стадии розыгрыша, когда на руках оказалось четыре девятки (сразу, после прикупа либо после сноса).
Роспись
Когда победитель торгов понимает, что не сможет выполнить заказ, он вправе его «расписать». При этом играющему записывается минус в размере контракта, а соперники делят между собой ту же сумму. Цель такого действия — не дать оппонентам разыграть марьяжи.
По договоренности возможны варианты «щадящей» росписи:
- Плюс соперникам по 60 (или по 50) независимо от суммы контракта.
- Без минуса играющего при заказе не больше определенной величины (обычно 100 или 120).
Каждому участнику разрешается расписывать два или три раза за партию. Правило не действует в ситуации «бочка».
Ход розыгрыша и запись очков
Споры, как как играть в Тысячу в карты, существовали всегда. В компаниях могут использоваться разные варианты правил. Но два из них обязательны:
- Ходить в масть.
- При отсутствии масти игрок обязан бить козырем.
За нарушение этих правил обычно действует стандартный штраф в −120.
Розыгрыш начинается без козырей. Первым всегда ходит человек, забравший прикуп. Для открытия какого-то марьяжа и назначения козыря требуется иметь хотя бы одну взятку. Это правило распространяется и на комбинацию «четыре туза». Здесь придется начинать розыгрыш с какой-то десятки.
Очередность ходов меняется, когда взятку забрал другой игрок. При этом оппонент имеет право открыть свой марьяж и назначить новую козырную масть.
Когда раздача сыграна, соперники разбирают свои карты во взятках и вручную считают набранные очки, учитывая все открытые марьяжи. Существует несколько способов записи в таблицу для людей, не объявивших контракт:
- С округлением при последней цифре 5 в меньшую сторону.
- С округлением 6 и 7 до пятерки, а 8 и 9 — до большего.
- «Чистая запись» с учетом всех очков с точностью до 1.
В любом случае поблажек играющему нет. Он обязан выполнить контракт. 119 при заказе 120 — это запись минус −120 в таблицу.
Игра на бочке
Очки в карточной игре Тысяча не набираются непрерывно. В любых вариантах всегда есть рубеж 880, с которого требуется выйти на 1000 за одну раздачу. Этот прыжок нужно совершить за три попытки. Торги начинаются с заявки «120» для всех участников.
Выход на бочку происходит на значение ровно 880 баллов в таблице. Не важно, что в предыдущей раздаче набрано существенно больше.
Когда игрок «сидит на бочке», ему не начисляются очки. В таблице ставятся цифры «1» и «2». После третьей неудачи происходит падение на 760 баллов (минус −120).
Если в партии у кого-то эта ситуация возникала трижды (было 9 попыток в общей сложности), баланс участника обнуляется. По договоренности возможно установить «падение» не до нуля, а до какого-то иного количества баллов.
Обычно на бочке не могут сидеть двое. Один конкурент сбрасывает другого. Но с целью обострения борьбы и ускорения партии от этого условия можно отказаться.
Варианты правил для бочки:
- Падение на 760, когда в раздаче набрано 0 очков.
- Бочка на 900.
- Победа не при 1000, а при 1001 или 1005 баллах в таблице.
- Промежуточная бочка на 380.
Роспись в ситуации никогда не возможна. Также обычно не работает правило «болтов» — штрафных пометок за 0 очков в раздаче. Возможные варианты для этого: мгновенное падение на 760 или полное отсутствие штрафных записей.
Подсчет очков
Когда игра идет на интерес, достаточно определения первого места. При взносах участников возможны два варианта:
- Победитель забирает весь банк.
- Происходит сравнение балансов соперников.
В последнем случае победителей может быть двое. Например, когда результаты в партии 1000, 850 и 600, игрок №2 зарабатывает +100.
Специальные правила
Далее представлены некоторые правила Тысячи, необязательные для выполнения. Они могут вводиться для повышения азарта участников.
Штрафы
Во всех случаях с игрока списывается −120 очков. Исключение — предумышленное нарушение. В этой ситуации наказание обычно начинается с −240.
Два обязательных штрафа по −120 в любой версии Тысячи:
- За три неудачных попытки «запрыгнуть» с бочки на 1000.
- За три болта (три нулевых раунда). При этом отсчет штрафных пометок начинается заново.
Для болтов возможен вариант: они не записываются, если игрок сидит на бочке.
Другие виды штрафов, устанавливаемые по договоренности:
- Любая ошибка раздающего.
- Непреднамеренный ход не в масть.
- За девятку и валета снизу колоды при ее сдвиге.
- За каждую третью роспись.
Отдельный вид штрафа — это падение на ноль. Применяются после 9-кратной попытки преодолеть бочку, а также в ситуации «самосвал».
Игра в темную
Бывают ситуации, когда нужно догнать участников, далеко ушедших вперед в таблице. В таком положении применяется заявка втемную. Ее может сделать только игрок, сидящий слева от раздающего. Темнить разрешается со 120. Другие участники могут перебить такую заявку.
Цель темных — удвоить набранные очки до 240. При невыполнении заказа игрок получает такой же минус в таблицу. Некоторой компенсацией за рискованное действие является возможность не показывать карты прикупа и сноса.
Заказывать темную обычно разрешается, когда участники еще не смотрели свои расклады. Порой по реакции оппонентов возможно понять, что у них слабая начальная рука.
Золотой кон
Это правило — то же самое, что темные, но обязательные для всех соперников. Не глядя в карты обычно заказывают в начале партии, чтобы обострить конкуренцию.
Самосвал
Так называют обнуление баллов при наборе 555 баллов в таблице. Тактика ухода от такой ситуации — намеренная отдача взяток с определенной очковой ценностью, когда нет обязательства контракта и если баланс близок к 555.
к содержанию ↑Игровые бонусы
Здесь необходим комментарий экспертов редакции. В интернете на некоторых развлекательных сайтах возможно знать масти прикупа и даже его номиналы. Это и есть бонусы. Такая возможность дается фавориту либо, наоборот, аутсайдеру по очкам. В офлайне правило не применяется.
Отдельные договоренности игроков
Имеет смысл отдельно перечислить все необязательные правила:
- Штрафы при раздаче и сдвиге колоды.
- Выигрыш партии, когда нужно набрать больше 1000 очков.
- Наличие самосвала.
- Запрет на заявки, когда на балансе минус.
- Возможность сидеть на бочке двоим.
- Все условия росписи.
Отдельно нужно оговаривать момент, не относящийся к правилам игры, — способ определения победителя и распределение призового фонда.
к содержанию ↑Варианты игры вдвоем и вчетвером
Карточная игра 1000 — хорошее развлечение для двоих. Меняются принципы раздачи. Все остальное остается как в классическом варианте на троих.
Изменения такие:
- Раздается по 10 карт. В игре участвует столько же.
- Два прикупа, один из которых выбирается наугад, а второй остается неизвестным.
- Нет передачи карт противнику.
- Снос двух ненужных делается втемную.
Правила для четверых мало чем отличаются от классических. Раздает игрок, сидящий на прикупе. Он записывает себе очки из трех полученных карт. Марьяжи учитываются тоже.
Для четвертого игрока сохраняются все штрафы. Возможно введение дополнительного — за отказ от прикупа независимо от количества очков в нем.
Другие моменты игры вчетвером:
- Разрешена или запрещена игра на раскладе, от которого отказался другой участник.
- Раздача может вестись поочередно двумя колодами. Это делается для ускорения темпа.
Кроме того, существует редкий вариант Тысячи на четверых с добавлением в колоду семерок и восьмерок.